Минувшая неделя ознаменовалась важным событием для транзитного будущего Казахстана: произведена стыковка крупнейшего моста в Центральной Азии. Участок станет одним из ключевых звеньев восточной ветки транснационального коридора «Западная Европа — Западный Китай». Проект позволит автоперевозчикам экономить 65 километров пути в одном направлении лишь на участке обхода города Павлодара.
Мостовой переход через реку Иртыш уникален как с точки зрения транспортной логистики, так и инженерных решений. Как уточнил представитель генерального подрядчика, руководитель проекта BI Group Болат Мухамеджанов, общая протяженность мостового перехода через пойменную часть реки с постоянно меняющимся руслом составит 12,3 километра, из которых 3,2 километра — эстакадная часть. Из-за значительных ежегодных паводков большое внимание уделялось водопропускной способности всего мостового перехода, рассказывает главный инженер проекта Вячеслав Фридман: «Мостовой переход состоит из четырех мостов, из которых огромный интерес представляет главный арочный мост над основным руслом Иртыша. Инженерные решения, примененные при проектировании и строительстве арочного моста, — самые передовые, с использованием вант, поэтому такие мосты называют в мире вантовыми. Изогнутые арки наклонены друг к другу, а перекрестные ванты позволят рационально распределить нагрузку на все сечение арки. В результате удалось сократить объем используемого металла в 1,5 раза, чем в первоначальном проекте, а это 3 тысячи тонн», — описывает инновацию Вячеслав Фридман.
Руководитель проекта Болат Мухамеджанов рассказал, что протяженность наибольшей эстакадной части составит 476 метров и он будет состоять из трех арок, при этом длина центрального пролета составит 250 метров, что является рекордной для Центральной Азии. Ширина проезжей части на всем участке составит 27 метров — это четырехполосное движение по два в каждом направлении без ограничений по весу.
При этом весь мостовой переход на 90 процентов состоит из строительных материалов казахстанского производства, а его стоимость составляет почти 54 миллиарда тенге. К примеру, для производства нестандартных железобетонных балок длиной 42 метра, BI Group перевезла из Южного Казахстана бетонный завод мощностью 1 тысяча кубометров в сутки.
«Данный проект сократит время доставки грузов только на павлодарском участке на 65 километра, давая возможность не заезжая в город Павлодар, двигаться на Аксу и далее в Астану, — поясняет руководитель проекта Болат Мухамеджанов. — Это получается Дружба — Семей — Павлодар — Астана — Кокшетау — Екатеринбург. В перспективе — это дорога через Жезказган на Актау. Потребность в этой дороге большая. Это результат масштабной государственной программы «Нурлы жол», главным оператором которой выступает АО НК «КазАвтоЖол». Представитель АО НК «КазАвтоЖол» в Павлодарской области Ерсин Сариев подчеркнул, что большое значение было уделено внешнему виду уникального сооружения: к концу сдачи проекта в ноябре мост заиграет цветами казахстанского флага — бирюзовые арки будут выгодно контрастировать с желто-золотистым цветом перекрестных вант. Это будет одно из самых значимых и изящных сооружений в Центральной Азии.