13 августа 2014 » 12:03

Статистика в Европе свидетельствует о том, что ущерб, наносимый грабителями, ежегодно составляет примерно 8.2 млрд евро. Ежедневно похищается в среднем 156 грузов, иначе говоря — 57 000 грузов в год. Но несмотря на то, что транспортники прекрасно знают о том, какие угрозы создают специализирующиеся в этой области преступники, преградить дорогу кражам удается далеко не всем.

«Преступники явно усовершенствовали схемы своей «pаботы», и иногда на самом деле удивляют дерзкой смелостью и ловкостью», — говорит руководитель Отдела страхования грузов, техники и гарантий европейской компании «ERGO Insurance SE» в Литве Дарюс Бивайнис.

Примерно 80 проц. украденных грузов страховые эксперты относят к быстрореализуемым на вторичном рынке. Это бытовая техника, электроника, алкогольные напитки, одежда, обувь, табачные изделия. Кражи грузов относительной низкой стоимости собеседник называл «случайными».

«Это подтверждает факт, что преступники, как правило, довольно хорошо информированы о том, кто и что везет, поэтому свои «операции» планируют и выполняют очень точно. Иначе говоря, речь идет об организованной преступности. Иногда водитель подвергается жестокому нападению, иногда его заточают в кабине, иногда усыпляют усыпительным газом, который пускают в открытое окно, но во всех случаях груз похищается молниеносно — в течение примерно 15 минут из полуприцепа пропадает 4 – 5 тонн груза. Но если кражи такого типа можно назвать «классикой жанра», то в последнее время заметно растет число «интеллектуальных» грабежей, когда утративший груз водитель о том, что был обведен вокруг пальца, понимает лишь некоторое время спустя. Даже в том случае, если водителя не избивают, и он может заметить атаку преступников на начальном этапе, то пока, охваченный стрессом, сообразит, что нужно делать, куда звонить с просьбой о помощи, как объяснить ситуацию (если ему не мешает языковой барьер), — воры успевают сделать свое “дело“», — говорит Д. Бивайнис.

Типичный пример — прибывшего на намеченное место доставки груза водителя встречает некий деятель, похожий на сотрудника терминала, и говорит, что у него есть новая информация о том, как дальше поступать с грузом, т.е., что груз надо выгрузить не на терминале, а в другом месте, или перегрузить его в другой полуприцеп. Чтобы все казалось еще убедительнее, накладную «украшают» поддельной печатью, водителю рассказывают некоторые подробности о грузе, которые вроде бы должны быть известны только связанным с конкретным рейсом лицам. Обман в таких случаях, как правило, выясняется только тогда, когда настоящий грузополучатель предъявляет претензию. В основном так пропадают ценные товары, которые найти почти невозможно.

Специалист «ERGO Insurance SE» обратил внимание на то, что самые дерзкие преступники пошли еще дальше, и иногда ухитряются красть грузы прикидываясь перевозчиками. В таком случает к грузоотправителю прибывает транспортное средство, оформленное точь-в-точь как транспортное средство того предприятия, с которым был заключен договор на перевозку груза. Мошенники даже изловчились делать таблицы с госномерами, которые должны быть на машинах партнеров-перевозчиков, зарегистрированных на терминале. Так как подозрений ничто, вроде бы, не вызывает, кража груза становится очевидной только тогда, когда за тем же грузом прибывает еще одно транспортное средство, а проверив данные, выясняется, что данных об «устроенном на работу» мошенниками полуприцепе в регистре транспортных средств вообще не существует.

«Такие факты говорят о том, что информация о грузах становится очень важным инструментом не только в честной конкурентной борьбе. Попавшие в руки преступников данные о любом звене, участвующем в перевозке, могут создать очень серьезные проблемы, т.е. информацию такого характера нужно хранить очень внимательно, начиная с водителя и заканчивая грузоотправителем. Иногда достаточно в минуту отдыха вслух поговорить с коллегами о специфике перевозки — и на другой площадке вас уже будут поджидать незваные «гости». Умные преступники все проводят более тонко, но результат всегда один — потеря груза», — заверил руководитель Отдела страхования грузов, техники и гарантий европейской компании «ERGO Insurance SE» в Литве.

Д. Бивайнис обратил внимание и на некоторые рокировки, произошедшие в преступном мире. Если 5 – 6 лет тому назад рискованными считались маршруты в страны СНГ, то статистика нескольких последних лет свидетельствует о том, что гораздо больше фактов ущерба фиксируется в Великобритании, Франции и Бельгии. Это обусловлено тем, что в странах СНГ были ужесточены наказания за такую деятельность, а также было введено требование перевозить грузы, стоимость которых превышает некоторые установленные суммы, только с вооруженным сопровождением (под конвоем). Между тем положение в странах Старого континента, некогда считавшихся безопасными, заметно ухудшилось — но водители его или недооценивают, или просто не готовы соответственно реагировать.

«Во-первых, перед каждым рейсом надо обязательно как можно точнее запланировать маршрут и предусмотреть в нем места, где водитель будет ночевать или проводить обязательный еженедельный 45-часовой отдых. Для этого, конечно, следует выбирать охраняемые площадки. Другой существенный момент — абсолютно вся информация о грузе должна храниться очень тщательно. В-третьих — в наше время существует достаточно систем охраны, оповещающих водителя во время его отдыха о попытке повредить тент или о попытке даже приблизиться к полуприцепу. Конечно, они не остановят хорошо организованные группировки, но почти на 100 проц. надежно охранят от грабителей более низкого ранга, которые даже не похитив ни одной мелкой вещи, наносят большой ущерб: надо восстанавливать порезанный тент, в любом случае приходится тратить время и увеличивать затраты на деятельность. Четвертый важный момент —водитель должен знать точные инструкции, как вести себя после того, как груз будет доставлен его получателю. Не может быть и речи о перегрузе груза в другой полуприцеп. Водитель обязан внимательно проверить удостоверение сотрудника, принимающего груз, по отметкам в CMR накладной сопоставить, на самом ли деле груз принимает настоящий его получатель, и т.д. Если возникает даже самое незначительное сомнение — водитель обязан связаться с менеджерами предприятия и уточнить, не было ли в предварительном плане работы каких-то изменений — например, нужно ли из-за пробок на дорогах менять маршрут перевозки или место стоянки? На самом ли деле в течение перевозки поменялись адрес грузополучателя или его предприятие? Быстрая реакция и хорошее взаимодействие — это одни из самых надежных способов защиты от мошенников, помогающие снизить риск потери груза не на проценты, а в разы», — говорит Д. Бивайнис.

Как страховщики оценивают ситуации, когда водителю, перевозящему груз, на самом деле приходится менять маршрут, а на неизвестном месте отдыха (неохраняемой стоянке) его поджидает преступное нападение? Не считается ли это нестраховым случаем? Руководитель Отдела страхования грузов, техники и гарантий компании «ERGO Insurance SE» в Литве заверил, что такие случаи со страховщиками надо оговаривать заранее. Как правило, в договоре предусмотрено, сколько коррекций предварительного рабочего плана можно делать в течение года — это делается для того, чтобы перевозчики не поддались соблазну таким образом «экономить» и злоупотреблять доверием. Если эти договоренности соблюдаются, то тогда ограбление на неохраняемой стоянке считается страховым случаем, и понесенные перевозчиком потери возмещаются. Даже тогда, когда суммы впечатляют.

Эксперт по страхованию Эгидиюс Черняускас, работающий в этой области более 20 лет, в свою очередь, обратил внимание на то, что водители, сами того не зная, помогают грабителям самым безобидным образом — не соблюдая режима труда и отдыха. Желание как можно быстрее доставить груз и следом ехать за другим, а потом домой, нередко приводит к различного рода «импровизациям» и выбору случайных мест ночлега.

«Если перевозчик позаботился только о CMR страховке, а встреча с грабителями произошла на неохраняемой площадке — вероятно, что такой инцидент будет рассматриваться как нестраховой случай. Тем, кто склонен рисковать, я бы посоветовал выбирать хотя бы не обычные тентовые полуприцепы, а полуприцепы с жесткими бортами. Они дороже, но если грабители поработают ножами, «головная боль» перевозчика будет меньше. Некоторых проблем можно избежать, пользуясь услугами морских паромов: часть времени водитель отдыхает, поэтому достичь цели маршрута может находясь в более бдительном сосстянии», — рассуждал Э.Черняускас.