13 августа 2015 » 20:02

Развитие транспортно-транзитного логистического потенциала страны.

«Запасной ресурс»

До недавнего времени транспортно-транзитный потенциал республики был нереализованным экономическим ресурсом. Первым шагом в развитии отрасли стал запуск железнодорожной магистрали «Бейнеу – Жезказган» (протяженность 1200 км). Эта дорога впервые связала центр и запад республики.

По оценкам специалистов, за счет сокращения доставки грузов от Достык до порта Актау перевозка грузов по этой магистрали по территории Казахстана должна увеличиться на 40 процентов. К тому же это позволит создать сотни новых рабочих мест.

Следующим шагом был ввод еще одного транспортного проекта — магистрали «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая имеет протяженность порядка 800 км. Этот проект, как ожидается, вместе с модернизацией морпорта в Актау увеличит транзит товаров до 40 миллионов тонн. Стоит ли говорить, что этот проект имеет для Казахстана стратегическое значение.

Сейчас уже становится очевидным, что развитие транспортно-транзитного потенциала даст новый стимул развитию национальной экономики Казахстана. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году объем товарооборота между Европой и Китаем достигнет, как минимум, порядка 800 миллиардов долларов. По другим оценкам, эта цифра может достигнуть около триллиона долларов. Увеличение торговли и товарооборота между Китаем и Европой дает Казахстану уникальную возможность увеличить транзитные потоки через свою территорию.

Между тем Глава государства поставил задачу вместе с увеличением транзитных потоков создать мощную систему сервисного обслуживания и логистики. Тем самым, ключевая идея стратегии Президента — превращение Казахстана в мощнейший евразийский транспортно-логистический транзитный хаб.

Астана станет столицей международного уровня

Развитие транспортно-транзитного логистического потенциала страны реализуется в рамках «Плана нации — 100 конкретных шагов». Астана имеет все возможности для превращения в один из главных транспортным хабов международного уровня.

Одним из пунктов «Плана нации — 100 конкретных шагов» является создание международного финансового центра «Астана» (AIFC) на базе инфраструктуры Astana EXPO-2017 с приданием ему специального статуса. При этом его особый юридический статус планируется закрепить конституционно.

Помимо этого, в Астане планируется создание сети регулярного и комфортного авиасообщения с ведущими финансовыми центрами, что должно быть тесно увязано с внутри- и межгородскими транспортными потоками. Таким образом, столица должна стать важным транспортным хабом в масштабах всего континента, связующим узлом между Азией и Европой. Для осуществления этой задачи управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ТОО «Астана ЛРТ» поручено системно подойти к формированию комплексной транспортной схемы города, интегрировав в ней все виды транспорта и их взаимодействие в международном, национальном и внутригородском масштабе.

Немаловажной составляющей инфраструктуры центра является, безусловно, качественная информационно-коммуникативная сеть является. В перспективе все жители Астаны должны иметь постоянный доступ к качественной, быстрой и недорогой связи. Помимо этого, в перспективе ожидается большой наплыв иностранцев в столицу. И официальным языком на территории финансового центра станет английский язык.

 

Между Китаем и Европой

В рамках Евразийского экономического союза Казахстан заявляет о своих глобальных транспортно-логистических проектах. Громадные инвестиции вливаются в инфраструктурное и дорожное строительство, строительство новых стальных магистралей.

Транзитный потенциал Казахстана на самом деле сложно переоценить, поскольку республика граничит с развитыми промышленными центрами России, Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, а также со странами Центральной Азии. Согласно статданным, объем взаимной торговли между ЕС и Китаем в 2014 году превысил 615 миллиардов долларов.

За годы независимости, отмечают аналитики, Казахстан из транзитозависимой страны превратилась в страну-транзитера. За годы независимости Казахстан построил сразу несколько железных дорог («Аксу-Дегелен», «Алтынсарино- Хромтау»), соединяющих разные регионы страны напрямую, что позволило ослабить зависимость от коммуникаций соседней России.

Особую роль в развитии транзитного потенциала Казахстана играет порт Актау на Каспии.

Актауский морпорт предназначен для перевалки сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов и расположен на пересечении нескольких международных транспортных коридоров, что позволяет обеспечивать перевозку грузов с востока на запад, с севера на юг и в обратном направлении. Основными видами грузов, обрабатываемыми в порту являются: нефть, металл, зерно, паромные и другие грузы. Направлениями перевозки грузов являются порты Ирана, России и Азербайджана. На участке «Баку-Актау-Баку» действует регулярная паромная линия.

В рамках строительства международной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» предусмотрено строительство в Казахстане автодорожных мостов, дорожно-эксплуатационных комплексов, остановочных площадок, скотопрогонов, сервисных объектов для водителей и пассажиров. Одновременно со строительством автомагистрали намечены ремонт и строительство дорог в близлежащих районах областей, расположенных вдоль трассы. Ожидается, что строительство автодороги «Западная Европа – Западный Китай» на территории Казахстана будет завершено в 2015 году.

Новый Шелковый путь

Три года назад Глава государства Нурсултан Назарбаев предложил иностранным инвесторам проект «Новый Шелковый путь».

Предполагается, что в результате реализации этого мегапроекта к 2020 году объем транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти в два раза, с дальнейшим доведением его, как минимум, до 50 миллионов тонн. «Мое видение — это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня, торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического», — отметил тогда глава Казахстана.

Конкурентное преимущество предлагаемого проекта «Новый шелковый путь» будет основано на реализации принципа четырех «С»: скорости сервиса, стоимости, сохранности и стабильности».

Реализация данного проекта станет новым этапом освоения транзитного потенциала Казахстана. Предполагается, что объем международных транзитных перевозок Казахстана к 2020 году увеличится вдвое за счет роста перевозок между КНР и ЕС, Россией, Турцией, Ираном, а также между Россией со странами Центральной Азии, Ираном и странами Индийского океана, между центральноазиатскими странами и Китаем.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана и формирование глобальных логистических схем с использованием нашей инфраструктуры создало базовые предпосылки для реализации транзитного потенциала республики, когда Казахстан станет полноправным евразийским транзитным хабом.