07.06.2016

Глава Национальной компании «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин рассказал о динамике транзитных грузопотоков на сети железных дорог Казахстана и о роли компании КТЖ в расширении железнодорожных перевозок из Азии в Европу.

Казахстан вносит значительный вклад в развитие трансазиатских коридоров, принята соответствующая государственная программа «Нұрлы жол», которая предусматривает масштабную модернизацию всех транспортных активов, включая железную дорогу, автомобильные дороги, аэропортовую инфраструктуру, морскую портовую инфраструктуру. Разработан План нации «100 конкретных шагов» и эта работа уже проводится. За последние 5-6 лет мы построили новых железнодорожных путей на 1700 километров, которые сформировали новую архитектуру трансазиатских коридоров. Это позволило нам совместно с нашими партнерами существенно нарастить объемы транзитных потоков.

Приведу несколько цифр. За последние 5-6 лет с учётом планируемых итогов текущего года контейнерный поток из Китая в Европу и обратно через Казахстан был увеличен в 100 раз.

Развиваются другие коридоры. Мы построили доступ на Иран в рамках проекта «Север-Юг», развиваем Транскаспийское направление, то есть, имеем очень большие возможности по развитию и созданию в нашем регионе траспортно-транзитного хаба.
Конечно мы это дополняем и логистическими активами, происходит модернизация логистической инфраструктуры, особенно в точках консолидации грузов. Все это дает нам возможность в среднесрочной перспективе к 2020 году увеличить объем транзита контейнеров, проходящего через Казахстан, до 2 млн контейнеров.

Эта работа должна сопровождаться формированием всех необходимых условий в рамках логистического индекса. Мы поставили задачу до 2020 года войти в топ-40 стран с лучшим логистическим климатом. То есть, нам нужно сделать значительные шаги по улучшению логистического климата.

Мы видим значительную перспективу, в частности, сегодня на форуме упоминался проект Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), в рамках которого у нас идет активная совместная работа с ОАО «Российские железные дороги», с Белорусской железной дорогой, с другими нашими коллегами. И эта работа приносит свои результаты.
В рамках управления транзитным коридором по всем направлениям у нас созданы соответствующие комитеты, которые позволяют нам оперативно решать все возникающие текущие вопросы: по формированию тарифных условий, прохождению границ и таможни, формированию грузовой базы.

Казахстан в рамках общих проектов берет на себя функцию по работе с нашими китайскими потребителями по обеспечению поставок грузов на рынки Европы, на рынки стран Персидского залива. Наша компания работает напрямую с одиннадцатью провинциями КНР. Я вам для примера назову порт Ляньюньган в провинции Цзянсу, где расположены наши логистические активы. Население провинции 80 миллионов человек, объем валового регионального продукта $1,2 млрд. Это одна из самых развитых провинций. И таких провинций, которые являются нашими партнерами, в данный момент 11. Мы планируем расширять сотрудничество с КНР, создаем логистические активы в местах сбыта продукции, в местах консолидации грузов, например, в порту Бендер-Аббас.

Казахстан заинтересован в формировании полной логистической цепочки, чтобы предоставлять нашим клиентам полный пакет услуг. Идет жесткая конкуренция с морским транспортом, в этих условиях нам удается трехкратно наращивать транзитный поток, который проходит через нашу страну. Я думаю, мы сохраним эту динамику и будем продолжать работать в этом направлении.