16 апреля 2015 » 10:49

АО «РЖД Логистика», созданное для развития логистического бизнеса холдинга «РЖД» в 2010 году, сегодня является дочерней компанией АО «ОТЛК». С момента своего образования, компания рассматривала трансазиатское сотрудничество как главное направление развития собственного бизнеса. О проектах и итогах сотрудничества с партнерами в Азии ИА «РЖД-Партнер.ру» рассказывает директор по продажам АО «РЖД Логистика» Павел Лагов.

— Павел Рудольфович, интерес к азиатским проектам РЖД увеличился после заключения договоров о транспортном и инфраструктурном сотрудничестве холдинга с вьетнамскими и таиландскими компаниями, подписанных во время последнего визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Юго-Восточную Азию. Можно ли сказать, что «РЖД Логистика» уже несколько лет как закрепилась на азиатском рынке и это всерьез и надолго?

— Мы понимаем, что сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион и, прежде всего, Китай играют ключевую роль в мировой экономике. Здесь сконцентрировано огромное количество производств, отмечается наиболее высокая деловая активность. Широкомасштабная экспансия на рынки Европы – ключевая цель экономической стратегии Китая. Ее реализация зависит от возможности использования трансевразийских транспортных коридоров. Россия за счет выигрышного географического положения обладает уникальными конкурентными преимуществами. По сути РФ – главный сухопутный мост между Европой и Азией. Этот потенциал необходимо использовать. Именно поэтому сотрудничество «РЖД Логистики» с азиатскими партнерами развивается преимущественно в сегменте организации международного железнодорожного транзита из Китая и других стран АТР в страны Европы и в обратном направлении. В партнерстве с совместными предприятиями Far East Land Bridge, Ltd. (FELB), базирующемся в Австрии, и YuXinOu, находящемся в Китае, «РЖД Логистика» организует евроазиатские контейнерные поезда. —

 

В чем специфика этих контейнерных поездов? Есть ли разница при работе в Китае для иностранной и китайской компании?

— Принципиального различия нет, но есть принцип, согласно которому, развивать бизнес в Китае без участия китайцев затруднительно. Если говорить подробнее, то Far East Land Bridge, Ltd. (FELB) специализируется на транзитных железнодорожных контейнерных перевозках по маршруту Китай-Европа-Китай через Забайкальск (Россия). Этот маршрут через Транссибирскую магистраль популярен среди поставщиков из Северного, Северо-Восточного Китая, Южной Кореи и Японии. YuXinOu (Chongqing) Logistics Co., Ltd занимается организацией регулярных железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Азия (г. Чунцин, КНР) – Европа (г. Дуйсбург, Германия) через Казахстан. Маршрут интересен производителям из Западного и Центрального Китая. Основные наши клиенты – производители электроники, бытовой техники, продукции машиностроения, легкой промышленности.За 4 года работы на рынке международных транзитных перевозок «РЖД Логистике» в сотрудничестве с FELB и YuXinOu (Chongqing) Logistics удалось установить стабильные грузопотоки из центральных и южных регионов Китая в центральную Европу. В 2014 году компания отправила около 400 поездов по маршрутам Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Пусан – Брест, Сучжоу – Варшава и т.д. С начала 2015 года из Азии в Европу и в обратном направлении организовано уже более 130 поездов.

 

— Можно ли сказать, что возможности контейнерных поездов для «РЖД Логистики» на китайском направлении реализованы на 100%?

-Конечно, так ставить вопрос нельзя. Возможности реализации новых инициатив есть всегда. Расширяя направления сотрудничества с китайскими партнерами, в ноябре 2014 года «РЖД Логистика» подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с китайской компаний «Чжэнчжоуский Международный сухой порт развития и строительства» по организации международного контейнерного поезда Чжэнчжоу (Китай) – Европа.

Чжэнчжоу развивается как крупный промышленный и транспортный узел Китая. В связи с этим железнодорожные маршруты Чжэнчжоу — Москва, Чжэнчжоу – Европа становятся все более востребованными у китайских грузоотправителей. Соглашение «РЖД Логистики» и «Чжэнчжоуского Международного сухого порта развития и строительства» предусматривает отправки поездов через Россию, в том числе с использованием унифицированной железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС. Стороны также планируют развивать сотрудничество в области контейнерных перевозок, привлекая имеющийся потенциал терминальной сети, и активно изучают возможность создания логистического склада в Москве.

Кроме того, соглашение затрагивает взаимодействие в организации «утепленных» контейнерных перевозок продуктов питания и электронных товаров в зимний период по маршрутам Китай-Европа и Средняя Азия – Китай. Этот сервис рассчитан на мультинациональных производителей высокотехнологичных товаров, для которых сокращение времени доставки является важным фактором для повышения конкурентоспособности их продукции. Также хочу отметить, что большими перспективами обладает проект по железнодорожным перевозкам международных почтовых отправлений из Китая в Россию. Внутри «РЖД Логистики» развитием этого направления занимается сервис по перевозке мелких партий грузов «РЖД Экспресс».

В январе 2015 года была успешно организована тестовая отправка контейнера с международной почтой (товары сегмента электронной коммерции) из Харбина в Москву. До этого времени международная почта доставлялась в Россию только авиа- и автомобильным транспортом. Перевозка по железной дороге дает возможность не только сократить транспортные издержки, но и доставлять груз от двери до двери в контейнере, тем самым исключив дополнительные грузовые операции и посредников из логистической цепочки поставки. В перспективе планируется перевозить почту по железной дороге не только из Харбина, но и из других городов Китая. Кроме Москвы, доставка будет осуществляться в Новосибирск, Екатеринбург, Казань. Технология позволяет также организовать подобный сервис для других стран.

 

— Есть ли у компании проекты по сотрудничеству с соседями Китая: Южной и Северной Кореями, Тайванем, Японией, Сингапуром и т.д.?

— С 2014 года «РЖД Логистика» реализует проект по перевозке угля через порт Раджин (КНДР) в страны АТР. Мы оказываем полный комплекс услуг, включающий предоставление вагонов, перевозку угля, перевалку груза в порту Раджин и доставку в порты Китая (Шанхай, Лянюньгань, Гуаньчжоу). Партнером РЖДЛ выступает российско-корейская компания «РасонКонТранс».

Новый сервис дает возможность покупателям Азиатско-Тихоокеанского региона получать уголь, кокс, руду по ценам, сопоставимым с ценами доставки через дальневосточные порты России, и привлекает дополнительные объемы перевозок на инфраструктуру Российских железных дорог. Вообще «РЖД Логистика» активно работает в плане поиска новых партнеров и привлекательных проектов в Азии. В марте этого года РЖДЛ приняла участие в крупной международной выставке Break Bulk China 2015 в Шанхае. Форум, посвященный перевозке негабаритных и тарно-штучных грузов, собрал грузоотправителей и перевозчиков из разных регионов Китая, стран АТР, Европы, Северной Америки, Африки. Были проведены продуктивные переговоры с китайскими партнерами, которые выразили большую заинтересованность в сотрудничестве в РЖДЛ в части перевозок химических и проектных грузов.

 

— Разворот России в сторону развития территорий Дальнего Востока и сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона позволил говорить о реализации глобального проекта, который президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин называет Транс-Евроазиатским поясом развития (ТЕПР) и призывает наполнять локальными эффективными проектами. Как вы оцениваете идею ТЕПР?

— Сегодня одну из важнейших ролей в железнодорожном транзите на евразийском пространстве играет Транссибирская магистраль, по которой следует большой поток грузов из стран АТР. Однако государства Центральной и Средней Азии, также заинтересованные в привлечении экспортных потоков из Китая, активно развивают транспортную инфраструктуру и разрабатывают альтернативные транзитные маршруты в Европу. Поэтому создание Транс-Евроазиатского пояса развития имеет стратегическое значение с позиции сохранения конкурентоспособности России как транзитной территории. Транс-Евроазиатский пояс развития, несомненно, совершит переворот в сложившейся структуре евроазиатских маршрутов, какой в свое время совершил Транссиб. ТЕПР, призванный соединить Евразию и Северную Америку, должен стать зоной развития транспортной, экономической и информационной инфраструктуры.

«РЖД Логистике» как основному интегратору логистических услуг в составе холдинга ОАО «РЖД» принадлежит важная роль в разработке и развитии международных транзитных коридоров. Став частью АО «ОТЛК» РЖДЛ будет способствовать росту объему перевозок и географического охвата. На наш взгляд, опыт работы «РЖД Логистики» на рынке международных транзитных перевозок и сложившиеся связи с азиатскими партнерами могут стать полезными для повышения привлекательности ТЕПР для иностранных грузоотправителей, будут способствовать привлечению грузопотоков на магистраль.