6 апреля 2015 » 11:30

Председатель Ассоциации таможенных брокеров КР Иван Гелетюк в интервью Tazabek рассказал о предстоящем сокращении объема услуг брокеров в связи с евразийской интеграцией, о специфике работы в отрасли, проинформировал о стоимости таможенного оформления товаров и поделился видением относительно вопросов логистики и инфраструктуры.

— Ввиду предстоящей евразийской интеграции КР планируется, что экспортеры и импортеры вместо грузовой таможенной декларации будут подавать заявление в ГНС. В таком случае потребность в таможенном оформлении пропадет. Как это отразится на таможенных брокерах? А на таможенную инфраструктуру в целом?

— Вы точно проинформированы, что на сегодняшний момент есть политическое решение, остаются небольшие моменты согласования между странами-участниками ЕАЭС и КР, в том числе относительно преференций, которые мы можем получить при вступлении в союз.

Для Ассоциации таможенных брокеров это большой минус, потому что 70% таможенных операций, связанных с таможенным оформлением (я беру в количеством выражении, не в весе и стоимости), связаны с Россией и Казахстаном. Теперь уменьшится оборот, потому что все, что касается торговли внутри союза, все будет без участия таможенных органов. Таможенные органы на первом этапе будут вести только статистическую работу, потому что у них серьезная база.

Бизнес собирается, обсуждает эти проблемы, выходит в правительство с предложениями. Первое предложение — перепрофилирование. То есть в связи с тем, что это происходит не по нашей вине, больше 50% целого сектора экономики сокращает свою деятельность. Вы понимаете, что у нас и так безработица очень высока на территории КР и мы еще сектор таможенных брокеров и их страховщиков теряем. То есть они начинают уменьшать свои объемы. Поэтому на сегодняшний момент я хотел бы проинформировать, что в любом случае мы поддерживаем решение о вхождении в союз, потому что интересы страны выше, чем интересы отрасли, но надеемся, что правительство тоже пойдет навстречу.

Когда не будет грузовой таможенной декларации, будет статистическая декларация. Это очень важный документ для того, чтоб принять к зачету налог на добавленную стоимость, когда идет внешнеэкономическая сделка между странами. То есть у нас разные ставки — с Казахстаном у нас 12%, а в России и Белоруссии — 20% и 18%. Поэтому у нас есть возможность на этом рынке тоже найти себя. Сейчас мы планируем организовать рабочую группу с ГНС, с Нацстаткомом — это те уполномоченные органы, которые будут вести отчетность при торговле внутри Таможенного союза.

Естественно, на сегодняшний момент мы далеко отстали от наших соседей — Казахстана и России. Там наряду с теми проблемами, которые стоят перед таможенными брокерами, в частности, обеспечение в виде 1 млн евро — это большая сумма, чтобы вытащить ее из оборота, естественно, рынок наш уменьшится с вступлением в силу новых документов. Закон «О таможенном регулировании» уже вступил в силу, Таможенный кодекс ЕАЭС, который сейчас готовится, мы автоматически в него вступаем с момента его подписания.

— Для бизнеса это будет скорее всего плюсом…

— Да, для бизнеса это действительно большое послабление, большой бонус. Вчера они тратили деньги на то, чтобы оформить декларацию — на сегодняшний момент это стоит порядка 1000 сомов, если 1 наименование товара, они платили 0,15% таможенных сборов или двойной размер, если вне зоны таможенного контроля или вне рабочего времени, и если стоимость партии оценивается в 100 тыс. долларов, это несколько тысяч сомов отдает организация. Плюс надо держать сотрудника, который будет заниматься таможенным оформлением или обращаться к брокеру и оплачивать $100-300 в зависимости от операции. Вот это реальная экономия средств бизнесменов.

— Эти расходы пропадут с 9 мая, а в Налоговый орган нужно будет платить только НДС?

— Да, в ГНС они, если являются получателями товаров из государств-участниц ЕАЭС, будут платить только НДС в размере 12%. То есть они и раньше платили его, и потом будут платить, просто исчезнут затраты на таможенное оформление, декларирование и другие процессы. Это большая экономия и денег, и времени.

— Есть ли разница в стоимости и процедурах оформления товаров, если доставка товара осуществлена воздушным транспортом, при перевозке товаров автотранспортными средствами или при перевозке железнодорожным транспортом?

— Есть особенности, но независимо от того, каким видом транспорта идет перемещение товаров, стоимость оформления одна и та же. Есть некоторые моменты, например, если железнодорожный вагон подается, то там пломбы, уборка вагонов, то есть моменты, не связанные с самим процессом таможенного декларирования, а общим процессом оформления груза.

— Вы озвучивали, что после вступления в Таможенный союз размер обеспечения о финансовой гарантии для таможенных брокеров КР увеличится в 70 раз. Как это отразится на бизнесе? На ценах на ввозимые товары?

— Я не только это озвучивал, эта норма прописана в законе КР «О таможенном регулировании», который принят в прошлом году, также норма прописана в Таможенном кодексе Таможенного союза, там это называется не брокерская деятельность, а таможенный представитель или экономический таможенный оператор. Одно из требований кодекса — обеспечение в 1 млн евро. На сегодняшний день сумма обеспечения составляет 1 млн сомов у нас, после вступления будет стоить уже 1 млн евро. Если смотреть по сегодняшнему курсу, то в 70 раз увеличивается сумма. Эта стоимость ляжет на плечи бизнесменов и себестоимость товаров. На каких-то порах, чтобы вытеснить конкурентов, может быть демпинг цен, но через определенный период цены повысятся. Если стоимость деклараций сегодня составляет 1000 сомов за 1 основной лист грузовой таможенной декларации и 800 сомов за каждые 3 дополнительные наименования товаров, то есть до 4 товаров — 1800 сомов. В Казахстане стоимость сегодня составляет: основной лист — 50 евро и 20 евро добавочный лист и куча дополнительных платежей. То есть наш рынок не совсем готов к такому увеличению. Этот вопрос не до конца продуман, потому что мы свой малый бизнес убираем с рынка, отдавая эту нишу олигархам с Казахстана и России.

— То есть наши предприниматели в целом неконкурентоспособны?

— Да. На сегодняшний момент могу сказать, что и я в том числе со своим предприятием неконкурентоспособен, то есть 1 млн евро я не в состоянии дать. На сегодняшний день 99% всех брокеров используют обеспечение в виде договора о страховании.

— Что это значит?

— Это значит, что у нас есть обязательное и добровольное страхование. Без обязательного страхования вас не допустят к деятельности, есть условия нахождения на рынке КР определенной деятельности. Здесь нужно обеспечение о финансовой гарантии, соблюдение условий, чтобы в штате было не менее 1 специалиста, имеющего квалификационное свидетельство и другое. Так вот, раньше компания 1 млн сомов обеспечения могла использовать для оборота, а не замораживать. И даже 1 млн сомов — это была большая сумма. У нас реально сфера сегодня от 0,7-1%, то есть от 1 млн сомов брокеры платили 7-10 тыс. и занимались данным видом деятельности. Завтра эта сумма могла бы увеличиться в 70 раз. Но по какой-то причине этот вид деятельности убрали — обеспечение. Поэтому неделю назад на консультативном совете мы пришли к соглашению о том, что создадим рабочую группу из таможенных брокеров, страховщиков и представителей ГТС для того, чтобы внести изменения. А то мы 2 сектора экономики рубим, страхования и так у нас нет. Но я думаю, что страхование будет в ближайшее время введено, потому что сегодня проезд по территории автотранспорта стран ЕАЭС осуществляется при обязательном страховании автомобильной ответственности.

— А брокерской деятельностью занимаются только юридические лица?

— Сегодня у нас в принципе законодательство позволяет даже частным лицам заниматься брокерской деятельностью. Но это неправильно, потому что ГТС нас всегда упрекает в том, что мы наносим ущерб бюджету, то есть можем что-то взять по обеспечению и не выполнить обязательства. Таких случаев практически не было, но Таможня всегда что-то придумывает, чтобы ужесточить. Фирмы имеют обеспечение, какой-то статус, а частные лица — нет. То есть ГТС на сегодня поступает не по четким сформулированным законам, а по выгодности.

— Сколько таможенных брокеров на сегодняшний день функционируют в КР?

— Я точно не могу сказать, но около 100 компаний. Это надо смотреть на сайте ГТС, но он не часто обновляется, и некоторые компании уже могут быть отозваны. На сайте ГТС на сегодня очень тяжело разобраться, особенно по НПА, которые должны прописываться для ознакомления участниками внешнеэкономической деятельности.

— А в вашей ассоциации сколько участников?

— У нас 19 предприятий, только юрлица. Есть филиал в Жалал-Абаде.

— Брокеры работают по лицензиям?

— Эта лицензия отменена, но то, что мы включены в реестр — это та же самая деятельность, что была раньше при лицензировании. То есть ГТС должна нам дать разрешение на занятие данным видом деятельности, это обязательное условие. Есть определенный перечень, который существует в положении о таможенном брокере и в Таможенном кодексе КР.

— Какова стоимость включения в реестр?

— Это бесплатно, просто надо предоставить обеспечение вида деятельности в сумме не менее 1 млн сомов и страхование перед третьими лицами, с кем уже ведешь работу. Там стоимость четко не прописана, у каждого по-разному, от 10 тыс. до 100 тыс. сомов.

— Какие виды налогов платят таможенные брокеры?

— Все виды налогов, которые платят предприниматели — НДС, НсП, подоходный налог, отчисления в Соцфонд, налог на прибыль, на мусор и т.д., то есть все, что положено по законодательству.

— Являются ли брокеры владельцами таможенных складов, складов временного хранения или владельцами магазинов беспошлинной торговли?

— Владельцы и есть владельцы, как и брокеры, это один из видов околотаможенной инфраструктуры. Это отдельный вид деятельности, который также включен в реестр. Если брокеры подали заявление, то могут заниматься и складами, это не запрещено.

— Ранее сообщалось, что 5 регионов Кыргызстан, кроме Бишкека и Чуйской области, физически не имеют возможности хранить свои товары в таможенных складах, так как более 80% таможенных брокеров оказывает свои услуги только в Бишкеке. Ситуация изменилась на сегодняшний день?

— Ничего не изменилось. В принципе, это не только в КР, во всех странах в столице сосредотачивается бизнес.

— А в местах, где есть большое прохождение товаров, к примеру, пункт пропуска «Иркештам», «Торугарт»?

— Там основной поток, откуда китайские товары заходят к нам. Мы знаем, что китайские товары по объему занимают третье место. Там есть специалисты.

— Какова стоимость услуги таможенных брокеров в КР?

— Зависит от вида услуги, есть весь комплекс услуг, есть минимальные услуги. То есть печатать декларации могут только те специалисты, кто имеет свидетельство, и та организация, которая включена в реестр. А оформлять на сегодняшний день могут все. При одном товаре стоимость составляет 1000 сомов, 800 сомов за каждые 3 следующие наименования товара. Это ставка таможенных брокеров на сегодняшний день.

— Это вне зависимости от вида и веса товара? К примеру, в случае с автомобилями есть разница в оформлении?

— Автомобили оформляются чуть-чуть по-другому. Расценки на автомобили разные. Там есть шкала, которая определяется по году выпуска и объему двигателя авто. Это четкая шкала, по которой можно просчитывать стоимость еще до пересечения границы. КР с октября 2014 года получила срок в 5 лет, чтобы постепенно поднять тарифы на растаможку. Второе повышение было с 1 января 2015 года, с января 2016 года в третий раз и так до ставок, которые действуют в странах ЕАЭС. Это одно из условий переходного периода.

— А после 9 мая декларирование изменится?

— Декларирование для товаров с третьих стран не изменится, потому что уже есть подписанные договоренности. А товары из России, Казахстана и Беларуси будут проходить вообще без участия таможни, только будут платить налоги.

— В среднем от завоза и оформления 1 единицы авто сколько получает брокер?

— Я не могу сказать, так как не занимаюсь этим. По сообщениям, цифры разные, кто-то за 1000 сомов оформит, другой за $100-200. Зависит от клиента, если он разбирается, то ему декларирование обходится дешевле. А если он в первый раз столкнулся с этим, то клиента «грузят» по-полной.

— Прогнозируется, что вместе с евразийской интеграцией произойдет увеличение торгового оборота страны. Со вступлением в ЕАЭС подешевеет ли логистика или наоборот?

— Стоимость изменится. Я сказал, что на логистику будет сильно давить обеспечение в 1 млн евро, то есть там будут экономические операторы, которые получат бонусы, будут забирать машину с границы, завозить на свой склад и они будут отвечать за платежи, а не клиент. У клиента тем самым уменьшатся головные боли, но в наше время бесплатный сыр только в мышеловке. Естественно, это будут достаточно большие суммы, чтобы 1 млн евро отбить, нужно только полмиллиона отдать за право работать на данном рынке, вне зависимости, работаешь ты или нет. А если нет объема, то естественно, все ложится на отдельного конкретного получателя.

— То есть однозначно логистика подорожает?

— Однозначно.

— И на ценах на товары это скажется?

— Конечно. У нас когда доллар скачет, даже картошка на базарах дорожает. Естественно, товары подорожают, потому что обеспечение в 1 млн евро уже само по себе возможность для того, чтобы себестоимость возросла.

— Пересмотреть размер обеспечения нельзя?

— Сейчас нас немножко утешили, что, может быть, нам дадут переходный период в этом плане. Но пока информации нет.

— Не получится так, что российские и казахские специалисты в таможенном деле вытеснят наших?

— Будет, но только через аффилированные кыргызские компании. Законодательство запрещает напрямую работать на рынке Кыргызстана представителям других стран. Но, мы понимаем, что люди с деньгами, которые придут сюда, наймут наших и зарегистрируют совместное предприятие.

— Планируемое строительство железной дороги Китай—Кыргызстан скажется на работе брокеров?

— Конечно, это возможность задействовать трудовые ресурсы Кыргызстана. Любой груз, который заходит, надо оформлять, значит, уже сотни людей могут найти себе работу.

— Какие сборы существуют при транзите спирта и алкогольной продукции через таможенную границу? Как в целом обстоят дела с оформлением подакцизных товаров?

— Это сложный процесс. Я не специалист в этой сфере. Но оформление подакцизных видов товаров идет также, если они со стран ТС, то акцизный налог будет оплачиваться в ГНС. Если это товары с наклеенной акцизной маркой, то они будут идти по такому же принципу, как сейчас. То есть сначала ГНС выдает ГТС марки акцизные, вывозят на завод-изготовитель, наклеивают и уже на территорию КР ввозят с наклеенными марками.

— Как вы относитесь к созданию ГП «Околотаможенная инфраструктура»? Считаете ли вы, что услуги в околотаможенной сфере должны оказывать только частные компании?

— Когда ее создавали, экс-глава ГТС Кубанычбек Кулматов, нынешний мэр, говорил, что цель ГП — это войти в те места, где бизнесу невыгодно работать. Если здесь все перекрыто, по 20 компаний сидят, то где-то в Баткене, В Таласе или Нарыне есть места, где проходит 3-4 груза. Кто будет там сажать специалиста? И вот он говорил, что ГП было создано для этого. А сегодня получается, что ГП всех раздвинуло, пользуясь своим положением, то есть госкомпания, 50% акций которого принадлежит ГТС, которая в свою очередь контролирует данный вид деятельности. Больше не комментирую, все взрослые люди и понимают ситуацию.

— Контролирующий орган сам создает коммерческую структуру…

— Да. То есть во всех лакомых точках уже сидит представитель госкомпании.

— А в регионах кто сидит?

— Я не знаю, могу ошибиться, но то, что планировалось, чтобы ГП там все перекрыло, я такой информацией не обладаю.

— Нужна ли будет эта «Околотаможенная инфраструктура» после вхождения в ЕАЭС?

— Сегодня Совет безопасности при президенте проводит реформирование таможенных органов на предмет исключения коррупционных схем. И вот один из вопросов — как раз деятельность этого ГП. Представители бизнеса будут свои предложения давать.

— Там есть коррупционные риски в госкомпании?

— Конечно.

— Какие наиболее часто встречаемые нарушения у брокеров?

— Нарушения в основном такие, что из-за неполного пакета документов происходит неполное заполнение деклараций или заполняются с мелкими ошибками. Основной риск состоит в том, что Таможня несвоевременно вводит документы, которые меняют таможенное законодательство, сертификацию или платежи, и в момент этого периода иногда возникает разница. Вот это самый большой риск. А так электронная система ЕАИС не дает ошибаться, она позволяет контролировать более четко.

— Как стать брокером? Люди с каким образованием могут ими стать?

— Это не тяжело. Нужно, чтобы фирма имела в штате не менее 1 специалиста, предоставила перечень определенных документов и подала заявление. В течение 10-30 дней ГТС дает ответ. Чтобы печатать декларацию, надо иметь высшее или среднее специальное образование.